КОРРЕКЦИЯ ПЕРЕКОСА
ВНЕДРЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБРАТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ»
Суть: Жёстко привязать дизайн программы к конкретным, измеримым результатам, проданным клиенту. Начать проектирование не с интересных активностей, а с чёткого определения итогового «продукта» обучения.
Как:
Принцип «Обратного проектирования»
Шаг 1. Фиксация результата: Чего участник/группа сможет делать, демонстрировать или предъявлять в конце обучения? (Не «знать», а именно «делать»). Это — ваше проданное обещание, переведённое в действие.
Шаг 2. Определение критериев оценки: По каким однозначным признакам мы поймём, что результат достигнут? Какие доказательства у нас будут?
Шаг 3. Планирование учебного опыта: Только теперь, зная итог и критерии, проектируем последовательность учебных событий, которые гарантированно приведут к этому итогу. Каждое упражнение, теория, кейс должны иметь ясный ответ на вопрос: «Как именно это приближает нас к шагу 1?».
Обязательный этап «Методологического аудита» перед запуском любой программы.
Механика: После создания черновика программы, задать себе или методологу жёсткие проверочные вопросы:
Вопрос на «сшивку»: «Как связан блок А с блоком Б? Где мы показываем эту связь группе?».
Вопрос на проверку результата: «Какое конкретное действие участник совершит в конце программы, которое докажет достижение цели? Это действие запланировано в программе?».
Вопрос на избыточность: «Если убрать этот модуль, разрушится ли путь к результату? Если нет — модуль лишний».
Эффект: Этот аудит превращает набор активностей в цельную систему с понятной внутренней логикой, которую можно объяснить и заказчику, и участникам, и самому себе.